Режиссер:
Натан Юран. Сценарий: Найджел Нил, Ян Рид по роману Герберта Уэллса, оператор: Уилки Купер, композитор: Лори Джонсон, визуальные эффекты: Рэй Хэррихаузен.
В главных ролях: Эдвард Джадд, Марта Хайер, Лайонел Джеффрис. В ролях: Майлз Мэйлсон, Норман Берд, Глэдис Хэнсон и другие, а также Питер Финч в роли курьера.
Приятно было посмотреть нормальную, "викторианскую" киноадаптацию романа Уэллса. Поначалу я расстроился, думал, что такая же осовремененная чухня, как и оба фильма по "Войне миров". Потому что фильм начинается, типа, "в наши дни" — первая экспедиция ООН на Луну (фильм, если кто не заметил, снят за пять лет до реальной первой высадки на Луну), состоящая из американских и британских астронавтов и советских космонавтов, обнаруживает на лунном камне обветшалый "Юнион Джек" и письмо, адресованное королеве Виктории, датированное 1899 годом. Все в шоке. Красный космонавт в ахуе кричит: "В Кремле мне не поверят!". На Земле срочно кидаются на поиски написавшего письмо и находят его, понятное дело, в дурдоме. Там он и рассказывает свою невероятную историю, о том, как благодаря соседу по фамилии Кейвор, синтезировавшего на основе гелия вещество кейворит, "невидимое для гравитации", слетал вместе с оным соседом и своей невестой на естественный спутник Земли, сразился там с полчищами разумных насекомых-селенитов, едва не был зохаван гигантской гусеницей и прочие такие страсти-мордасти.
Красивый и увлекательный фильм. Конечно, зануды-с-талмудами могут осмеять "с научной точки зрения" каждый кадр, но меня, человека спокойно относящегося к киноусловностям (вопрос о том, когда писалась книга и какие в то время были научные представления, само собой, снимается), покоробил лишь тот плохо скрываемый создателями фильма факт, что люди, наряженные в водолазные костюмы, так страшно размахивали на Луне голыми руками, что я едва не впал в декомпрессию. Уж перчаточки могли б и натянуть на персонажей — уж больно в глаза бросается. Тем паче, что ооновские прилунившиеся, в начале фильма, вполне герметичны на вид. Да и дыры по бокам водолазных шлемов не мешало бы стёклышками заслонить. Хоть бы так. То есть, я ж не собираюсь гнать на то, что если смазанную кейворитом заслонку иллюминатора задвинуть — она терят свои свойства, а если выдвинуть "на свет" — корабль взлетает. Я ж не придираюсь к тому, что если кейворитом смазать стул, он взмывает под потолок вместе с седоком, но сама по себе субстанция спокойно находится в мисочке и не взлетает, как и кисточка, которой кейворит на что-то наносят, не тянет наносящего ввысь. Это все условности.
А в остальном прекрасный фильм: красивый, зрелищный, остросюжетный, смешной. Интересно сравнить первую битву землян с селенитами на мосту через пропасть, с таковой же из фильма Мельеса "Путешествие на Луну" (1902). В старом фильме все ж больше впечатляет. Но в целом фильм хорош. Как ни крути, нонешние компьютерные спецэффекты проигрывают в естественности комбинированным съемкам, увеличенным макетам и оживленным всяким "динавиженом" моделькам. Все-таки, сколько не смотрю и не пересматриваю старые фантафильмы, сколько ни сравниваю с современной цифровой гамазней, вывод касательно спецэффектов один: макет оказался сильней.