Награды: Академия НФ, фэнтези и фильмов ужасов — лучшие костюмы..
Интересные факты о фильме:
Занимательная иллюстрированная статья о фильме http://www.arrakis.ru/caladan/mf6_lynch.shtmlВерсия для печати
Юлия Ульяновская:
Рецензия на фильм "Дюна", или пособие для начинающих демиургов
Залог успеха — внимание к мелочам. Оу, возразит мне собеседник, это смотря что считать мелочами. Скажем, мелочь ли эта восхитительная красавица, принцесса Ирулан, что появляется лишь в начале, гипнотизируя вводным курсом в политику четырех планет космического союза, и в конце — присутствуя при развязке? Вряд ли мне захотелось бы смотреть дальше, если бы вместо Вирджинии Мэдсен тот же текст прочел Кеннет МакМиллан, понимаете? Всей бы фантастике такое завораживающее начало — ощущение причастности, словно вы получаете инструктаж перед первым своим полетом на планету спайса, и довольное подрагивание мембран — словно вы запускаете на компьютере тот клёвый квест, о котором много слышали, и наконец добыли его для себя.
Я не читала "Дюну", и не знакома с, оказывается, довольно обширным пластом субкультуры, созданным ее поклонниками. Поэтому отношения, сложности и претензии Домов Cоюза скрылись от меня в потоке трудновоспроизводимых имен и названий. Мне пришлось полностью положиться на зрение, и я обнаружила следующее. Союзом правит мадридский двор со свойственным ему конформизмом и мистичностью. В силу последней двор является прибежищем мрачного ордена предсказательниц, и полагается при принятии государственной важности решений на их таланты. В годины же особой гос-нужды двор обращается к отвратительной космической личинке, которая способна как искривлять пространство между вселенными, так и видеть будущее насквозь своими мутными глазами. Личинка путешествует в капсуле, наполненной оранжевым дымом, и сопровождается группой неразговорчивых скинхедов-садомазохистов. Во время последнего контакта личинка сообщает главе мадридского двора, что во избежание прозреваемых беспорядков следует убить человека с другой планеты. Услужливый сценарий немедленно переносит нас к виновнику торжества, и мы обнаруживаем себя в доме Романовых, что сразу настраивает на трагический лад. У Романовых в шкафу стоит скелет в виде результата большой незаконной любви — сын Пол. Сын особый, ведь отцовские предки были одержимы евгеникой, а мама выбилась к Романову в наложницы из ордена предсказательниц мадридского двора, за счет чего имеет такие силы и знания, что хватило бы на эскадрон мадам Блаватских. По всему выходит, романтичные мичуринцы могут праздновать победу — Пол сверхчеловек.
Третья планета Союза занята вырождающейся нацией вампиров-педерастов, главный из которых — с русским именем и финской фамилией, к слову — вынужден летать по воздуху, так как ходить уже не способен по причине крайнего ожирения. Вырожденцы вид имеют придурковатый и помпезный — так принято изображать римлян на пике морального разложения — и не испытывают уважения к творению и целостности плоти, забавляясь опытами шизофренической хирургии по внедрению посторонних предметов в живые тела. Еще одна особенность вырожденцев — искренняя ненависть к дому милых интеллигентных Романовых — срабатывает отнюдь не в пользу последних, когда робкий мадридский двор передает тем контроль над Дюной.
Яблоко раздора, планета Дюна, имеет для Союза утилитарное значение. Коренное население по официальным сводкам с полей равняется паре штук, давно съеденных песчаными червями, однако какие-то отголоски жизнедеятельности этих граждан периодически доходят до слуха общественности. Кто может быть ниже и угнетеннее, чем те, само существование которых подвергается сомнению? Сверхчеловек и красавица мать его, уцелевшие после нападения вампидоров-вырожденцев на дом Романовых в Дюнах, преследуемые, спасают свою жизнь, скрываясь в пустыне, и их слияние с фримэнами неизбежно.
Что до фримэнов, то тут придется оставить визуальное и событийное и обратиться в слух. По всему выходит, что Дюна — заведение махрово исламистское. Священную войну джихад пророчит синеглазая фримэнская колдунья, "Муад-диб!" — кричат обнюхавшиеся спайса воины смертоносное имя своего мессии, бросаясь в атаку. Шахиды! Спасибо хоть, что обошлись без Аллах Акбар. Это очень по-мусульмански — когда мессия ведет на войну, а не на заклание. С таким мессией победа выглядит неизбежной, и Союзу придется смириться с тем, что отныне на Дюне будут яблони цвести. Конечно, от собственных аллюзий я содрогнулась, но разобраться, чья фантазия к ним подталкивает — моя ли, автора романа или режиссера — не в состоянии. Зато, возвращаясь к началу, снова утверждаю — залог успеха экранизации фантастики состоит во внимании к мелочам и отвержении всякой условности. Зачем нужно кино, которое не может сделать вымышленный мир настоящим, обладая всеми средствами для этого? Это не кино, а халтура и неуважение к зрителю. Долой парафиновые яблоки, требую я, и выставляю фильму Линча добротную четверку — за то, что все фрукты в нём съедобны.