Режиссер:
Ричард Викторов. Сценарий: Кир Булычёв, Ричард Викторов, Оператор: Александр Рыбин, Композитор: Алексей Рыбников.
В главных ролях: Елена Метелкина, Дмитрий Ледогоров. В ролях: Глеб Стриженов, Улдис Лиелдидж, Елена Фадеева, Владислав Дворжецкий, Александр Лазарев, Александр Михайлов, Борис Щербаков, Игорь Ясулович, Владимир Федоров в роли Туранчокса.
Интересные факты о фильме:
Фильм был восстановлен и переведен на 70-миллиметровую пленку в юбилейном 2001 году.
Перед "телом рецензии" хочу обратить ваше внимание на оценку фильма кинозрителями. Выборка, правда, незначительна. Наши зрители оценили, в среднем, фильм на 5.568 балла (37 зрителей), импортные зрители (вернее, зрители, зарегистрированные на сайте imdb.com, а среди них есть и наши) — на 2.30 (тоже в среднем).Все эти данные взяты с американского сайта imdb.com и нашего сайта (кальки с imdb.com) кинописк.ру. Дата взятия данных — 12 апреля 2008 года, 1 час 05 минут.
Но я хорошо помню, что еще год назад оценки сильно отличались в лучшую сторону. В связи с этим наблюдением заявляю: фильм "Через тернии к звездам" внатуре имеет свойство "портиться". Но портится он, разумеется, прямо коррелируя с "порчей" общества. Нашего общества, российского. Нас с вами.
Когда я смотрел фильм в детстве, он на меня произвел громадное впечатление. Во второй раз я его посмотрел году в 2000-м. Тогда мне не понравилось отсутствие динамики, относительное убожество спецэффектов. Когда я смотрел фильм в третий раз, уже отреставрированный сыном режиссера Ричарда Викторова, мне не понравилась вся эта косметика, которая была как больному припарка. Я и сейчас остаюсь при мнении, что "Через тернии к звездам" отцытцфровывать было не обязательно.
Но фича вот в чем. Один из лучших романов наших апостолов научной фантастики, братьев Стругацких, — "Полдень. ХХII век. Возвращение". "Через тернии к звездам" выдержан абсолютно в том же ключе. Это позитивистские, гуманистические произведения. Это воспитательные детские произведения, идущие от корня, то есть, от романов Жюля Верна. Как и повести, рассказы Кира Булычева (который, кстати, автор сценария к "Терниям). Думаю, что Стругацкие и Кир Булычев — одни из лучших советских писателей-фантастов. По крайней мере, они заняли огромную нишу оптимистической литературы, ориентированной на детей и подростков. Взрослым же литература вообще не нужна.
Сейчас любой читатель, любой зритель воспримет упомянутые выше произведения либо с ностальгией, либо с неприязнью. Это является хорошим показателем уровня нашей жизни. Никто не поверит сейчас, что совершенно забесплатно кто-то может пощемиться на какую-то дурацкую планету, где сидит карлик Туранчокс и кидает людей на воздух или другие неважные атрибуты простого существования. Туранчокс становится хорошо узнаваем, его черты проскальзывают в окружающей нас реальности... Но... "Это их внутренние дела", — равнодушно скажет заурядный очевидец реальности, посмотрев фильм. Его фильм не заинтересует, покажется банальным и оттого нелепым. Фильм Викторова является лакмусовой бумажкой социума. Мы отдаляемся от коммунизма, точнее сказать, от своей собственной коммуникабельности, которая определяет нашу же жизнь в мире явлений.
Ричард Викторов — режиссер самобытный, уникальный. "Москва — Кассиопея", "Отроки во Вселенной", "Через тернии к звездам" — прекрасные фильмы. Особенно "Москва — Кассиопея", где гармонично сочетаются поджанры фантастики и под-поджанры. Никто уже не сможет снять что-то подобное, а если кто-то скажет, что подобное снимать и не нужно, то это будет означать, что утопия изжила себя, а, значит, человечество превратилось в тех самых радиоактивных сурков из "терний", либо пожираемых биомассой, либо уже готовых быть сожранными ею.
Фильм "Через тернии к звездам" хоть и снят за копейки, но в нем чувствуется вера, в нем чувствуется надежда, ну и, в не меньшей мере, в нем чувствуется любовь! При всей топорности формы, там есть все, что нужно для отличного фильма. "Через тернии к звездам" — хорошо сделанный телескоп, направленный в будущее, которое отражает прошлое...
Странное дело. Вот только что я написал рецензии на два новых голливудских фантастических кинопрожекта: "Солярис" Содерберга и "Пекло" Бойла. А вот теперь буду писать рецензию на двухсерийный телевизионный советский фильм о победе коммунизма над космосом. И знаете что? Эта советская агитка здорового образа советской жизни на такое число световых лет лучше новой голливудской кинофантастики, что я даже не могу эти световые годы сосчитать.
"Через тернии к звёздам" (особенно новая версия, откуда вырезали эпизоды с коммунистической пропагандой, зато вернули удалённую цензурой фразу "Все сцены умирающей планеты Десса сняты на планете Земля") — добротное, качественно сделанное кино, про которое так и хочется добавить, что "сейчас так уже не снимают". Всё начинается с того, что советский космический корабль находит в космосе другой космический корабль неизвестной конструкции. На связь этот новый корабль не выходит, а при обследовании обнаружилось, что он вообще непонятно какого происхождения, и там все умерли, кроме одной чувихи, которая вообще робот, и зовут её Нийа иди на астру. Чувиха немного аутичная, и вообще ниндзя, но она уже почти привыкла жить на Земле, как вдруг выяснилось, что она с планеты Десса, откуда на Землю прилетели парламентёры, просить помощи, потому что они захлёбываются в нечистотах, т. к. все много срут, и никто не хочет убирать. И тогда на Дессу отправляют корабль-ассенизатор, на который тайком пробирается Нийа иди на астру, чтобы помочь дессянам с очищением планеты. А когда все прилетают на Дессу, их встречает Туранчокс.
Туранчокс — главный карлик советского, да, пожалуй, и всего мирового кино. С ним за это звание может потягаться разве что линчевский карлик из чёрного вигвама, да и то этот карлик был почти бессловесным, а Туранчокс произносил прекрасные монологи. "Если землянам удастся задуманное, нам придётся разводить травку и цветочки. Ты умеешь разводить цветочки?.. Ха-ха-ха... Ты умеешь получать от меня деньги! А я умею эти деньги зарабатывать...". Турачокс был беподобен двадцать семь лет назад, и он остался бесподобен сейчас.
Ещё удивительно, как в относительно небольшой картине уместились практически все главные темы советской фантастики: и контакт с инопланетными цивилизациями с непременной жизнью затравленного существа дома у хорошего учёного, и технократическая гибель планеты, и война хороших советских людей с плохими капиталистическими акулами. И ещё в фильме прекрасно продумана кинореальность, стори-лайн, включая экономическую и политическую ситуацию на Дессе. Настолько достоверно продуманную политико-экономическую реальность я давно уже не встречал в фантастике. А жаль. Мне лично очень не хватает сегодня такого кино. Искреннего, наивного, но очень честного, хорошо продуманного и последовательного. И главное — сделанного с хорошей фантазией. Сики Ракан и Сики Туранчокс, коллега Пруль, биомасса — пока в ней мозга она ненасытна, Нийа иди на астру, и так далее.
Вот уж не знаю, что можно написать на этот фильм, который произвел на меня в детстве неизгладимое впечатление. Новая версия? Ну, честно говоря, мне она показалась просто диджитально отрихтованной и дурацки переозвученной. А так — фиг его знает. Другое дело, что мне, как и всем бета-тестерам Веб 3.0, в последнее время, гораздо интереснее читать мнения людей из альтернативной реальности, которая являет собой жуткую пародию на нашу (как, понятное дело, наша реальность, кажется им жуткой пародией на их реальность). Уж не знаю, забанят или нет Веб 3.0, эту дыру в альтернативную виртуальную реальность, интернет изнанки нашего мира — большинство экспертов полагает, что человечество еще не готово читать литературу, блоги и смотреть фильмы "этой кукрыниксы на наш мир", как охарактеризовал нашу с вами реальность один из бета-тестеров альтернативной реальности, так же, как и мы, поражающийся тому, по его мнению, бреду, какой мы тут пишем. Тем не менее, позволю себе процитировать рецензию с "той стороны" на тамошний аналог рассматриваемого нами фильма, опубликованную в позапрошлом номере потустороннего доппельгангера нашего сайта "Экранка.рф".
Владиас Нгоонко: Рецензия на фильм "Пераспера Адастра":
"А я не знаю, что можно написать по поводу художественного фильма "Пераспера Адастра". Ну, предыстория такова. Жил-был такой царь Адастр. Жил не тужил. Но все ему надоело: кокаин, девочки, интернет. И приказал он Емеле соорудить космический корабль, чтоб освоить звезды. Сделал Емеля летучий корабль. И отправился царь Адастр к Ебеней Звезде, где кого-то не того отымел, отчего и заболел страшной инопланетной болезнью, известной как пераспера. Долго он мучился от этой болезни и умер, как завещал Великий Ленин, как учит Коммунистическая Партия. Вот и все. Прокофьев сочинил о героическом сражении царя с болезнью симфонию "Пераспера Адастра". Индокитайский сценарист Фра Нсуа Трюхло написал на ее основе сценарий, а режиссер Джан-Глюк Говнодар снял в 1981 году фильм. И все бы хорошо, — но некий философ Деррижижек подверг название "Пераспера Адастра" деструкции и получилось "Пер аспера ад астра", что на коде да Винчи означает "Через тернии к звездам". Открылись дополнительные смыслы. И снова понеслось: обновленный сценарий и фильм (2001), где к теме коллеги Пруля, сикки башке, биомассе, граммофонам, противогазам и маскам, скрывающим уродства, добавилась тема инертности быдла, предпочитающего стабильную жизнь в говне и страхе, вступлению в СЭВ; хуесосание прокорейским кремлевским туранчоксам — свободе, равенству и братству высокоразвитых цивилизаций и прочая актуальная дребедень, всем, кроме быдла, и без того понятная".
Выводы делайте сами. Нужен нам Веб 3.0? Имхо, и в нашей реальности, порою, такое напишут, что в голове не укладывается. Так стоит ли еще вникать в чуждые потусторонние реалии, которые воспринимаются нами как бессвязные бредни невропата?