Режиссер:
Дэвид Туи. Сценарий — Джим Уит, Кен Уит, Дэвид Туи и др, оператор — Дэвид Эггби, композитор — Грэм Ревелл.
В главных ролях: Вин Дизель, Рада Митчелл. В ролях: Коул Хаузер, Кит Дэвид, Клаудиа Блэк, Льюис Фитцджеральд и др.
Интересные факты о фильме:
- контактные линзы, которые носил Вин Дизель на сьёмках были прототипом. После первого дня сьёмок их не смогли вынуть. В результате пришлось посылать за оптиком в ближайший город, находящийся за три часа от места сьёмок.
- сцены в пустыне снимали там же, где и сцены "Безумного Макса";
- космический корабль носит название Hunter/Gratzner — название компании по производству спецэффектов, которая его смоделировала.
- в оригинальном сценарии должна была выжить Кэролайн. Однако продюсеры не поверили, что ее персонаж будет более популярным, чем персонаж Риддика.Версия для печати
Редко нам, поклонникам космической фантастики, попадаются приличные космические хорроры. Фильм Дэвида Туи, снятый всего за 23 миллиона долларов, – один из таких раритетов.
У фильма в буквальном смысле ударное начало: небольшой космический корабль, перевозящий пассажиров, среди которых плененный преступник, попадает под метеоритный дождь. Убит капитан, выведены из строя системы. Корабль совершает вынужденную посадку. Полыхая жаром, прорывается сквозь атмосферу (воздух) и падает в каменистой пустыне на безлюдной планете.
Далее сюжет немного притормаживает, становится отчасти камерным. Режиссер знакомит зрителя с уцелевшими пассажирами. В центре внимания, конечно, оказывается преступник Риддик в исполнении Вина Дизеля. Дэвид Туи практически сразу даёт понять, что Риддик не так плох, как пытается его выставить перед пассажирами его конвоир. И, в общем, ясно, что конфронтация между пленником и космическим вертухаем в конечном итоге выльется в поединок "добра со злом".
Но взаимоотношения героев с героями не столь интересны, как взаимоотношения героев с окружающей их средой, незнакомой ни им, ни нам (зрителям), и, как выясняется, чрезвычайно враждебной. Режиссерская версия, которую нынче можно скачать с торрентов, уделяет слишком много внимания тёркам героев, поэтому середина фильма серьезным образом провисает. Интересное начинается тогда, когда три солнца выстраиваются на небе в причудливую конфигурацию, и наступает затмение… На пустыню снисходит кромешная тьма, и тогда просыпается настоящее зло. Эти сцены вызывают из памяти впечатления детства. В одной из глав романа Ивана Ефремова "Туманность Андромеды" описывается столкновение космонавтов, точно так же очутившихся на неизведанной плане, со зловещей местной тварью – живым крестом, поражающим насмерть. Дэвид Туи снимал скромный, но все же голливудский фильм. Поэтому тварей у него в фильме – легион. И Риддик, умеющий видеть во тьме, становится единственной надеждой для отчаявшихся пассажиров...
Дэвид Туи безусловно знает толк в фантастике. Например, за несколько лет до выхода "Черной дыры" он снял вполне пристойный "уфологический" триллер "Пришествие", где адекватно изобразил попытку захвата Земли инопланетянами. "Черная дыра" — олдскульный, в хорошем смысле этого слова, фантастический хоррор, причем аналоги приходится искать даже не столько в кинематографе, сколько в классической sci-fi литературе. Амбиции Туи были столь велики, что он решил создать настоящую "космическую оперу" в духе какого-нибудь Эмдонда Гамильтона, но переоценил свои силы. Сиквел "Черной дыры", "Хроники Риддика", уже не айс. Затянутость, которая прослеживалась в "Пришествии" и "Черной дыре", но была все-таки не настолько заметна, чтобы повлиять на качество фильма, в "Хрониках Риддика" показала себя во всей "красе"…