Режиссер:
Евгений Шерстобитов. Сценарий: Владимир Дмитриевский, Евгений Шерстобитов (по одноименному роману Ивана Ефремова), Оператор: Николай Журавлев, Композитор: Яков Лапинский.
В главных ролях: Сергей Столяров, Николай Крюков, Вия Артмане. В ролях: Татьяна Волошина, Ладо Цхвариашвили, Александр Гай, Роман Хомятов, Людмила Чурсина.
Владимир Гордеев:
Послание шестидесятников трехсотого столетия шестидесятникам двадцатого столетия
Часто ругают фильм за "пафосность". Дескать, фильм пафосный, значит, плохой. Но, ребята, если вы не смотрели "Туманность Андромеды", то вы не знаете, что такое настоящий, ядреный пафос в кино. Настоящий пафос находится за гранью добра и зла. Это просто что-то нереальное. Фантастическое. Настоящий фантастический фильм, сделанный в жанре утопии, обязан быть пафосным. С первых минут зритель попадает под влияние гипнотического закадрового голоса, вещающего, что то, что вы сейчас увидите, дадено непосредственно вам потомками (судя по уверенной, авторитетной интонации, бесконечно продвинувшимися в эволюционном развитии). Экранизация романа Ивана Ефремова не охватывает по масштабу всей книги (типа должны были отснять продолжение), но и то, что мы имеем, в общем, отражает в какой-то степени замысел писателя. Действие происходит в далеком будущем, когда на Земле наступил давно коммунизм, все люди синхронно мыслят, не чувствуя при этом ни ущербности, ни потери индивидуальности, и активно действуют на благо общества. Даже более того, вступили в "братство кольца", объединяющего в себе инопланетные цивилизации высокого уровня. Заинтересовывает в этой утопической концепции отстутствие у человека будущего рефлексии (или, во всяком случае, человек будущего ведет успешную борьбу с ней). Разговаривают люди лаконичными лозунгами. Иногда это похоже на героический балаган, учитывая то, что в фильме снимались известные артисты (например, капитана звездолета "Тантра", в которого влюблена юная звездолетчица, играет ветеран советского кино Николай Крюков). Минус заключается в том, что в фильме нет истории этого впечатляющего мира, и нет его широкой панорамы.
В русской википедии в статье про "Туманность Андромеды" высказано мнение, что знаменитый "Чужой" был снят под влиянием "Туманности Андромеды": неизвестная планета, инопланетный корабль, погубленный местной формой жизни, кома, в которую впадает землянин после встречи с этой формой. Но навряд ли. В таком случае, можно сказать, что Иван Ефремов позаимствовал идею у Альфреда Ван Вогта, который, кстати, судился с создателями "Чужого" за плагиат, или вообще у Джона Кэмпбелла, по рассказу которого был снят фильм "Нечто". Всё это вилами по воде писано и бабушка надвое сказала. Потому что известно каждому: в жанре фантастики космос может нести либо ужас, либо радость (у Ефремова самый разумный вариант: космос несет и то, и другое). А вот вариации внутри каждого из двух случаев незначительные. Дикость, животность и нечеловеческая жестокость против продвинутого вселенского разума. Есть и третий случай: мол, в космосе вообще нет нихуя, и всё крутится вокруг земли, точнее говоря, человечества (антропоцентризм). Но третий случай уже не имеет отношения к научной фантастике.
Спецэффекты "Туманности Андромеды" не выглядят прогрессивными, но они второстепенны по сравнению с фантастическим поведением персонажей. Достаточно пугающим, кстати, — это как если бы экранизировали "Мы" Замятина, при этом исказив основополагающую идею книги, сделав фильм оптимистичным.
Мне понравилось музыкальное сопровождение (композитор — Яков Лапинский). Резкая, отрывистая музыка. Не архаичная, но и не футуристическая. Странная какая-то, как и сам фильм. Тремя годами ранее Лапинский написал ораторию "В космос!". Вот интересно было бы ее послушать. А фильм смотреть не очень интересно. Он безнадежно устарел, это факт.