Режиссер:
Ричард Уильямс. Сценарий Ричард Уильямс, композитор Тристрам Кэри.
Награды:
1959 — Лучший мультфильм — BAFTA (British Academy of Film and Television Arts Awards).
Интересные факты о фильме:
Фильм был снят Уильямсом на собственный деньги. Уильямс — это чувак, больше всего известный тем, что делал спецэффекты к "Кто подставил Кролика Роджера" (и получил за это в 1989 г. "Оскар"). Еще один "Оскар" он получил в 1973 за мультик 'A Christmas Carol'. Кроме того, он рисовал Розовую Пантеру в одном из ее продолжений, сам снимал фильмы, рисовал титры к 'What's New, Pussycat?' и т.д. "Островок" — его первый фильм.
Ричард Уильямс не является отцом Серены и Винус Уильямс, хотя их отец также является Ричардом Уильямсом (но другим).
Насколько мне известно, этот мультфильм никогда не шел в российском и советском прокате, зато его можно найти на Google.Версия для печати
О чем этот мультфильм — я скажу в самом конце, если кому придет охота узнать это. Сначала же я буду долго говорить, какой он.
Для русского зрителя охарактеризовать мультфильм довольно просто.
Ближайшим аналогом такого описания является ряд Тэйлора, описывающий поведение некоторой функции в точке. У этого ряда есть первый член, линейный, который описывает поведение функции в первом приближении (отсюда, кстати, и взялось и выражение "в первом приближении"); во втором приближении функцию описывает квадратичный член ряда Тэйлора, в третьем — кубичный, и т.д. Вместо линейной, квадратичной и кубичной функций можно взять любой набор функций, удовлетворяющий определенным свойствам.
Описывая этот мультфильм, в качестве базисных функций можно взять советские мультики. В первом приближении это мультик, где бородатый поэт говорит: "Любимая! Я тебя поведу К самому краю Вселенной. Я подарю тебе эту звезду: Светом нетленным Будет она освещать наш путь В бесконечность…" — а любимая тем временем драит кастрюлю.
Однако, понятно, полного сходства нет. "Островок" также пытается препарировать человеческое поведение, но нарисован совсем по-другому, и работает на более абстрактном уровне. В мультике нет ни одного диалога, а человечки очень условны.
Второе приближение — это разнообразные фильмы про древних греков, например, там, где хор ученых мешал летать Дедалу, повторяя "Quod licet Jovi, non licet bovi", — похоже и остротой конфликтов, и, в некоторых местах, манерой изображения, и некоторым морализаторством.
Рисунки чем-то похожи на стиль, который использовался в "Ограблении по…" и "Синей бороде" — это когда постоянных форм нет, все расплывается, а потом собирается в новом виде. Эти мультики — третье приближение "Островка".
Четвертое приближение — "Фильм! Фильм! Фильм!" — это когда все бегают по лестницам, суетятся, мельтешат. Суетой и мельтешением похоже, главным образом.
Все вышеперечисленные советские мультфильмы мало того, что более или менее описывают рецензируемую картину, они еще (для меня лично) довольно похожи и друг на друга, лежат в одном смысловом поле, в одной и той же ячейке мозга. Вот "Островок" попал в ту же ячейку. Дело тут, мне кажется, в том, что именно этот фильм и показал мультипликаторам всего мира (не только СССР), что вот так можно снимать мультфильмы. Своего рода предтеча философской мультипликации. Однако такого рода мультипликация, как правило, довольно вялая — из советских мультиков исключение составляет, пожалуй, только "Фильм! Фильм! Фильм!". А "Островок" энергичен и весьма драйвов.
Недостающий драйв достигается посредством пятого приближения — первобытной энергией всяких советских этнических мультфильмов по чукотским и ительменским сказкам типа "Кутх и Мышы" и т.д. Кроме того, в фильме Уильямса имеются всякие отсылки не только к палеоазиатской и греческой, но и к индийской графике, которых в русских мультфильмах я не встречал. Мандала-шмандала. Похожи чем-то и мультики "Арменфильма", красочностью и текучестью, только это будет уже приближение восьмое.
Чему в этом фильме нет аналогов — так это прекрасной, замечательной музыке. Музыка (и вообще озвучка) совершенно адекватна фильму и является очевидной заслугой композитора Тристрама Кэри. Может, какой-нибудь "Петя и волк" и может служить тут шестым приближением; но я этот мультфильм не смотрел, ручаться не могу.
Фильм, что ценно, хочется пересматривать, и до какого-то момента с каждым пересмотром его ценишь все выше.
Ну и, наконец, как было обещано — о чем мультфильм. Сетап: жили три человека, один из которых верил в истину, второй в красоту, третий в любовь. Они едут на маленький остров медитировать (?), доводя каждый свою идею до абсурда, конфликтуя между собой и в итоге (стоп спойлер! спойлер стоп!) Фильм, в общем, о мономании.