Средняя оценка:
1997. США. 123 минуты.
Жанр:
драма.
Режиссер:
Джонни Депп. Сценарий — Грегори МакДональд, Джонни Депп, Композитор — Игги Поп, Mark Governor, оператор — Вилко Филак.
В главных ролях: Марлон Брандо, Джонни Депп, Элпидия Каррильо. В ролях: Фредерик Форрест, Маршалл Белл.
Интересные факты о фильме:
- фильм является режиссерским дебютом Джонни Деппа. Он участвовал в показе в Каннах и был номинирован на Золотую Пальмовую Ветвь, но не получил ее. Американские же критики разнесли картину в пух и прах, что так огорчило Деппа, что он решил не выпускать ее в Америке.
- один из композиторов картины — известный панк-безумец Игги Поп, который появляется в эпизоде поедающим свиную ногу. На саундтрэке, впрочем, это почти никак не сказалось — он фоновый.
- "Храбрец" является плодом совместного сотрудничества Марлона Брандо и Деппа. Еще одним таким же творческим тандемом является мелодраматический "Дон Жуан де Марко". В одном из интервью Депп говорил, что создал проект исключительно ради того, чтобы еще раз поработать с Брандо. Версия для печати
Рафаэл живет на огромной свалке вместе с женой и двумя детьми. Он отсидел, работы ему не видать, их дом — маленькая каморка, а за водой, чтобы помыться, приходится ходить к грязному ручью, где плавает мусор. Богатый старый мужчина (Марлон Брандо) предлагает парню умереть в пыточном кресле за 50000$, и Рафаэл соглашается, получив неделю отсрочки. За эти дни он пытается привести свои дела в порядок, становясь из никчемной обузы отцом своих детей и мужем своей женщины, чтобы потом отправиться навстречу смерти перед телевизионной камерой.
Режиссерская работа Джонни Деппа, где он же сыграл главную роль. Была показана в Каннах, американским критикам не понравилась из-за ненатуральности и затянутости, а широкие слои зрителей так ее и не увидели. Меня же фильм тронул. Не сюжетом и не темой последних дней жизни, а подачей, манерой рассказа, глубиной образа. Вначале кажется, что происходящее — да — слишком ненатурально, что Депп играет неубедительно, а обстановка, весьма похожая на облегченный "Додескаден" Куросавы, не располагает к размышлениям о трагедии. Но ключ к пониманию лежит в названии. Рафаэл — храбрец, которому предназначено совершить свой безрассудный и отважный поступок. Он из тех, что умеют показывать чувства только наотмашь, крупно, им легче умереть во имя, чем изо дня в день сосредоточиваться на бытовых мелочах. Такие люди погибнут за тех, кого любят, разрежут себе руки, вырвут сердце, если нужно, но растерянно смотрят на немытую посуду и забывают сходить за водой. Эти ощущения не театральны, это просто образ мыслей. Рафаэлу шанс погибнуть ради своей семьи выпадает — он избавляется от своей ненужности, обнаружив путь, который сможет освободить его детей из плена свалки и дать им жить. Это несправедливый путь, и именно ощущение подобной несправедливости делает фильм ценным.
На протяжение картины пытаешься дать себе ответ, почему Рафаэл это сделал. Ловишь его взгляды, стараешься обнаружить отгадку в непроницаемом, немного растерянном и ничего не говорящем лице. Хочешь проникнуть в его мысли, ищешь решение в скученных разноцветных жилищах, ходишь по его следам. И когда понимаешь, почему, все приобретает смысл. Одинокий путь настоящего мужчины, который принял единственное и смертоносное решение. Глупый путь человека, совершающего страшное самоубийство. Путь храбреца, не способного к жизнь day by day.
У старости есть деньги, хотя нет возможности их правильно потратить. У молодости есть все кроме денег, и в этом-то и заключается главная ошибочность человеческой жизни. Герой Брандо действительно выглядит дьяволом, но не потому, что он пугает или искушает, рассказывая о смелости взгляда в лицо смерти, а потому, что он прекрасно знает об этой жизненной ошибке и распоряжается деньгами, чтобы истязать молодое тело полного жизни мужчины. "Храбрец" — еще один плод дружбы старого Брандо и Деппа, но — в отличие от водевильного и морализаторского "Дона Жуана де Марко" — фильм очень серьезен и, несмотря на исключительную простоту конструкции, многозначен. Вся соль в том, что не получается осудить или оправдать героя, — и то, и другое слишком тяжело сделать.
Рафаэл уходит прочь как раз тогда, когда он так нужен, и тянет остановить его, доказать, что он совершает ошибку. Но тяжелые двери грузового лифта уже закрыты, а пыточный инструмент приготовлен.