Награды: BAFTA — лучший грим. Академия НФ, фэнтези и хоррора — лучшие костюмы. ASCAP Film and Television Music Awards — Приз за лучшую музыку к блокбастеру. American Choreography Awards, USA — за выдающиеся поединки. American Cinema Editors, USA — лучший монтаж мюзикла или комедии. Broadcast Film Critics Association Awards — лучший семейный приключенческий фильм. Empire Awards, UK — лучший актер (Дж.Депп). Hollywood Makeup Artist and Hair Stylist Guild Awards — 2 приза. Motion Picture Sound Editors, USA — лучший монтаж звука. Irish Film and Television Awards — лучший актер (Дж.Депп), лучшая актриса (К.Найтли). People's Choice Awards, USA Screen Actors Guild Awards — лучший актер (Дж.Депп). Visual Effects Society Awards — 2 приза. World Stunt Awards — лучший бой..
Интересные факты о фильме:
Во время съемок вспыхнул пожар, причинивший ущерб на 350 тысяч долларов.
Первый фильм компании "Уолт Дисней", получивший рейтинг "PG-13".
Идея картины возникла в связи с одноименным аттракционом в Диснейленде (сценаристы вынашивали идею более 10 лет, но в начале 90-х получили отказ). В Диснейленде же и состоялась премьера фильма, — впервые в истории данного парка развлечений. А в сам аттракцион была добавлена сцена из фильма.
Золотые зубы Джонни Деппа — настоящие. Причем, на самом деле, их гораздо больше, но это уже не понравилось продюсеру Джерри Брукхаймеру.
Внешний вид Воробья специально подобран таким образом, чтобы скрыть многочисленные татуировки Деппа.
Манеру поведения Воробья Депп скопировал с Кита Ричардса, поскольку полагал, что пираты похожи на рок-звезд.
Сейчас, когда "Пираты Карибского моря" стали безусловной классикой "семейного кино", я смутно припоминаю свои ожидания, инспирированные случайно застанной по телевизору программой, где рассказывалось о съемках фильма. Увидев хлопающего подкрашенными глазами Джонни Деппа в бандане, с заплетенными косичками, из которых торчит куриная косточка, я сразу решил, что это будет дешевый и сердитый трэш.
Ну, а потом фильм вышел на экраны и сорвал банк.
Успех картины кроется в том, что создатели не стали изобретать велосипед, а взяли и сняли фильм в духе приключенческих комедий эпохи немого кино, четко следуя правилу: драки – это весело. Таким образом, фильм, состоящий на 90% из драк, на поверку оказывается комедией (забегая вперед, отмечу, что драк в фильме настолько много, что к финалу они окончательно заёбывают и из-за этого фильм становится нудным. Что интересно, такое "ноу-хау" прослеживается в каждом фильме франшизы). Серьезным можно быть лишь в двух случаях (да и то – не всегда): когда мужчина и женщина пытаются друг друга поцеловать, и когда зрителя нужно заинтриговать приближением разгадки какой-то тайны. Точно по такому же принципу сделаны фильмы Спилберга про Индиану Джонса.
Кстати говоря, действия обоих сериалов ("Индианы Джонса" и "Пиратов") происходят "давным-давно в далекой галактике". Экран, можно сказать, благоухает терпким ароматом старой легенды :), которая неожиданно оживает и превращается в яркую и красочную реальность.
Приключенческое кино выросло из комедий Бастера Китона и Гарольда Ллойда. В него надо было добавить лишь толику серьезности. "Пиратскую" тему в 90-х годах уже пытались вернуть на экраны, причем, нехило вложившись, Стивен Спилберг и Ренни Харлин. Спилберг, сняв "Крюк", традиционно облажался, ввернув в фильм слишком много сентиментальности, детишек и прочей шляпы, Ренни Харлин ("Остров головорезов") облажался просто потому, что является дуболомным финном, который в принципе неспособен снимать изящное и легкое кино.
Вот химическая формула успеха "Пиратов Карибского моря": комедия (слэпстик) + авантюрное приключенческое кино (те самые аттракционы, о которых писали советские теоретики и практики кино – Эйзенштейн, Ромм и Пудовкин. Есть что-то знаковое в том, что сюжет "Пиратов Карибского моря" был придуман под впечатлением аттракциона в Диснейленде) + банальная мелодрама + исторический антураж (нечто необыкновенное для современного зрителя) + мистика (формально нечто необыкновенное) + современные визуальные и звуковые эффекты. Ну и, конечно, саундтрек и прекрасная операторская работа.
Человечество вышло из моря, поэтому питает к нему самые теплые чувства. Передать красоту моря удается не каждому. В живописи – это Айвазовский. В Голливуде – Дариуш Вольский ("Пираты Карибского моря") и Рассел Бойд ("Хозяин морей"). Здесь становится очевидным преимущество цветного кино над черно/белым. Необыкновенное очарование также таится в песке и колышащихся под ветром пальмами, — наверное, это было первое, что увидел прото-человек, выбравшийся, шевеля многочисленными ножками, на сушу.
Ну и вообще, многие вещи в фильме сделаны весьма изобретательно: например, чисто технические переходы между сценами, в том числе временные (в конце пролога фильма девочка зажмуривает глаза и тут же их раскрывает. За это мгновение она повзрослела – то есть, глаза уже открывает Кира Найтли. История с разрушенным пиратами кораблем могла быть лишь ее кошмарным сном, но Кира лезет в тумбочку и находит там документальное подтверждение – покрытый пылью времени и забвения амулет).
P.S. Кстати, никто не задумывался, почему у Деппа обведены глаза? Это чисто трибьют немому кино, когда светочувствительность кинопленки требовала нанесения на лица актеров контрастного грима. (Имхо!)