Год 2013 для массового кино выдался не слишком впечатляющим. Составляя топ 2012, я легко могла назвать яркие работы, однако в этом году даже отмеченные фильмы не вызывали лютого восторга и не открывали горизонтов. Исключением для меня стал "Мастер тай-цзи", вызвавший бурю эмоций из-за своей лаконичности и умения вернуть "дух старой школы".
Аналогов "Судьи Дредда" или "Рейда" в этом году не было, но удача пришла с Востока — Киану Ривз снял плотный, старомодный, захватывающий боевик про бойца и двух его учителей — черного и белого. На мой взгляд, это лучший фильм года, наивно, но четко возвращающий во времена, когда фильмы про боевые искусства были философским текстом, написанным с помощью серии ударов.
Блокбастер продолжает стремительно глупеть, и 2013 был для меня в плане крупнобюджетного кино годом сливов. Невозможно убог был "Обливион" , пустышкой оказался "Великий Гэтсби", заунывными самоповторами занялся Джексон, растерзав крохотную историю "Хоббита" на несколько псевдоэпиков, занудствовал "Стартрек: Возмездие", "Элизиум" был примитивен и плохо продуман, "Война миров Z" превратила исконно задорный жанр зомби-муви в какую-то семейную драму, милым, но все же не разрывающим девичье сердце был "Риддик" и т.д. На этом фоне "Гравитация" сверкнула как молния. Смотреть ее — настоящее приключение, на фоне которого на недочеты просто плюешь.
Если брать калибр меньше, то можно еще отметить "Тихоокеанский рубеж". Он прост, как палка, с совершенно лишней линией очередного "экстравагантного" персонажа Рона Перлмана, но это дань фильмам про Годзиллу и меха-аниме, что не может не трогать, с отсутствием подростковой похоти, которая отвращала в "Трансформерах". Это драка гигантских роботов с гигантскими чудовищами, от грохота шагов которых разваливаются города. Плюс они дали одну из главных ролей Куцураги Рё из второго сезона "Игры лжецов", где она была поистине прекрасна. Больше прекрасных японок на большом экране!
Вещь, полная задора и огня, которая начинается как "Торжество" Винтерберга, а заканчивается как хоррор-комедия. Очень черная хоррор-комедия. Большая семья собирается в доме, куда врываются убийцы в масках животных (у меня сразу ассоциация с Hotline Miami, что добавляет сока) с мачете и арбалетом. Мясорубка! Однако убийцы еще не в курсе, что одна из приглашенных долгое время жила с отцом-"выживальщиком", который научил ее множеству трюков.
Очень дрянной год для хорроров. Несмотря на то, что "Заклятье" обаятельно, плюс Лили Тейлор и Вера Фармига в актерском составе, плюс приятная старомодность, намек на характеры, отличный зловещий дом, методичность подхода, он не заставляет терять голову. Массовый хоррор в этом году искал новые способы выражения. Результат — эксперименты идейно, может быть, и привлекательные, но незавершенные и не вызывающие страха. "Лимб" или "Мама" исследовали территорию призраков с новой стороны, что не может не вызывать определенного уважения, но результат оставляет желать лучшего.
Мелодрама года:"Дон Жуан" Нельзя сказать, чтобы история парня-порнофила была стандартной мелодрамой, но это определенно лучший фильм жанра в этом году, походя еще и рассказывающий важные вещи.
Ксавье Долан изрядно затянул фильм, но временами он опустошающе крут в истории себялюбивого лектора, меняющего пол, и его отчаянной женщины, которая пытается любить его независимо ни от чего.
Левиафан / Leviathan Мощное и изобретательное документальное кино, полное бессердечия жизни.
Особая штука:
Великий мастер / Yi dai zong shi
Вонг Кар Вай снял фильм про Ип Мана, учителя Брюса Ли. Для тех, кто в теме (как творчества Кар Вая, так и фильмов про кунгфу), это предложение может служить хорошим поводом для шуток. Однако это правда — Кар Вай снял медленное, сентиментальное, полное рапида и падающих капель воды кино про кунгфу. Там даже есть сцена битвы в шубах на заснеженной платформе. Мужчина и женщина, падающие снежинки, слезы Чжан Цзыи, — все эти классические для своих мелодрам элементы он перенес в вымышленную историю Ип Мана. Кар Вай не разбирается в боевых искусствах, поэтому они здесь становятся поэзией, любовным танцем, определенным языком. Фэны Ип Мана будут дико негодовать, всем остальным — для общего развития.
Отвязные каникулы / Spring breakers Хармони Корин снял чумовой и чугунный, словно лсд-отходняк, фильм об экзистенциальном ужасе конвейерного веселья. Плюс сделал Бритни Спирз певицей хоррора.
Лучший новый сериал года: "Оранжевый — хит сезона" / Orange is the new black Сериал про то, как взрослая уже девушка-хипстер попадает за решетку и теряет иллюзии, отвечает всем модным трендам. Хит сезона, да. "Крах", в котором Джиллиан Андерсон ставит всех на место, тоже был неплох.
Слив года: финал "Декстера". За пальму первенства в этой номинации могли бы побороться многие, но вышла финальная серия "Декстера" — и в голове только это: "All I can say is, fuck you writers of Dexter, fucking dickheads". Англоязычная сеть пестрит статьями в духе "можете ли вы назвать финал хуже". Честно? Нет.