ѓлавнаЯ страница
Главная   |   О журнале   |   Блог   |   Форум   |   Авторы   |   Карта сайта   |   Критерии   |       
Нам нет дела до качества записи, наше дело — качество фильма
Ежеденельный независимый интернет-журнал о кино.
Рецензии, статьи о кино, фильмографии, информация о фильмах, актёрах, режиссёрах.
Фильмы     Режиссёры     Актёры     Статьи     Жанры     Года     Страны


Журнал "Экранка.ру". Выпуск №317
от 31 декабря 2013 года

Жертва номера:
Новое:
Избранное:
Разное:
Статьи: АРХИВ НОМЕРОВ
АРХИВ ОПРОСОВ
АРХИВ ТЕМ


А. Ботев (и Сладкая N): Культовость плохих фильмов: случай инопланетян


О, круто. Больше двух лет назад я написал статью о том, почему плохие фантастические фильмы становятся культовыми, а хорошие нет. При просмотре "Франкенштейна против космического чудовища" слегка обобщил соображения, высказанные в той статье.

Рассмотрим психологию зрителя, пришедшего посмотреть фантастический фильм в кинотеатр. Вот что думает зритель, зачем он туда пришел? Он пришел или узнать что-нибудь новое (если фильм с претензиями на позновательность), или испытать какие-нибудь сильные эмоции (напугаться, поплакать, посмеяться) и уйти после разрядки из кинотеатра обновленным. Или сделать это одновременно. Можно назвать это, в духе предыдущей статьи, позновательной и художиствиной компонентами фильма. Есть другие компоненты — тихническая и пр., — важно, что с течением времени художиствиная компонента устаревает слабо, а тихническая и позновательная сравнительно сильно. О том, как устаревает с течением времени и работает против хорошего фильма позновательная компонента, подробно рассказано в предыдущей статье.

Ну вот. Мы рассматриваем здесь зрителя, который пришел испытать некоторое художиственое чувство. При этом — что важно — он не может не допускать некоторого уровня условности, т.е. устанавливает себе планку того, насколько верит в происходящие на экране события. На выбранную внутреннюю достоверность помимо художиственого аспекта фильма, влияет и позновательный, и тихнический аспекты. Если фильм плох, то позновательная и тихническая стороны его тоже, скорее всего, плохи; человек, пришедший испытать художиственое чувство в кинотеатр, почувствует несоответствие художественного замысла техническому воплощению и известным ему фактам, и от этого оскорбится. И мы его поймем. Если фильм хорош, то позновательная и тихническая его стороны соответствуют его художиствинной стороне, и зритель испытывает удовлетворение от его достоверности, satisfaction. "Вот хороший фильм", — говорит зритель, и мы его понимаем. В этом отличие хорошего фильма от плохого, или, если хотите, наоборот, плохого от хорошего с точки зрения зрителя, пришедшего в кинотеатр.

Еще раз: фильм хороший, если все три компоненты — позновательная, художиственая и тихническая — приблизительно соответствуют друг другу и при этом не являются полным говном. Это необходимое условие (но не достаточное), т.е. если оно не соблюдается, то фильм почти всегда раздражает и тем не хорош.

Далее. С течением времени, как было показано в соответствующей статье, позновательная часть фильма с большой вероятностью изменится (а именно снизится). Тихническая часть фильма тоже, очевидно, снижается. Художиственая часть фильма меняется со временем медленнее всего, и поэтому (в случае хороших фильмов) рано или поздно перестает соответствовать тихнической и позновательной. Это несоответствие, как было сказано выше — признак плохого фильма. Вот почему закономерно хорошие фильмы почти всегда портятся с течением времени.

Далее. Что мы видим в случае плохих фильмов? С течением времени позновательная и тихническая его части становятся настолько плохими, нелепыми и т.д., что превращаются в пародии на самое себя, или же по законам диалектики переходят в свою противоположность — т.е., с большой вероятностью, не ухудшаются. Возможно, улучшаются. Художиственая часть, как меняющаяся медленнее всего, может остаться плохой или хорошей, а может незначительно поменяться. В любом случае, теперь вероятность того, что позновательная, художиственая и тихническая части сравняются, повышается (в отличие от некогда хороших фильмов) — а значит, повышается и вероятность того, что и некогда плохой фильм станет хорошим.

Вот почему у плохих фантастических фильмов есть неплохая возможность стать когда-нибудь хорошими. Шанс, однако, есть только тогда, когда художиственая их часть не настолько убога, чтобы даже при повышении уровня остальных частей не потянуть фильм вниз.

Значимым, но не решающим, фактором является еще и то, что старые фильмы пересматриваются обычно не в кинотеатрах, а за компьютером или перед телевизором, и большую информированность зрителя о фильме перед его просмотром. Это во многих случаях позволяет отсечь разочарование от того, что фильм оказался не таков, каков он был ожидаем, сожаление по поводу зря потраченных денег и т.д. — т.е. оценивать его без эмоциональной составляющей, внешней по отношению к фильму (см. мою статью о внешних факторах здесь).

Яркими примерами фильмов, ставших хорошими прямо сейчас, являются "План 9" и "Франкенштейн против космического чудовища". Бодрость сценария вытягивает изначально плохие, но теперь хорошие, тихническую и позновательную часть (последняя, впрочем, в указанных фильмах тупо отсутствует — со временем это превращается в достинство).

(07.02.2013)




Главная   |   О проекте   |   Блог   |   Форум   |   Авторы   |   Карта сайта   |   Критерии   |   RSS   

© Экранка.ру. 2006. По всем интересующим вопросам обращаться:
Мы не берём новых авторов, не занимаемся баннерообменом, не размещаем нетематическую рекламу.
При любом использовании материалов, ссылка на ekranka.ru обязательна.
Цитирование в Интернете возможно только при наличии ссылки. Все права защищены.
Дизайн и вёрстка: Володя. Программирование: Алёша. Идеология сайта: Володя, Алёша и крошка Жанин.
Некоторые тексты, размещенные на этом сайте, содержат ненормативную лексику.
Коммерческая реклама: