ѓлавнаЯ страница
Главная   |   О журнале   |   Блог   |   Форум   |   Авторы   |   Карта сайта   |   Критерии   |       
Нам нет дела до качества записи, наше дело — качество фильма
Ежеденельный независимый интернет-журнал о кино.
Рецензии, статьи о кино, фильмографии, информация о фильмах, актёрах, режиссёрах.
Фильмы     Режиссёры     Актёры     Статьи     Жанры     Года     Страны


Журнал "Экранка.ру". Выпуск №317
от 31 декабря 2013 года

Жертва номера:
Новое:
Избранное:
Разное:
Статьи: АРХИВ НОМЕРОВ
АРХИВ ОПРОСОВ
АРХИВ ТЕМ


Дмитрий Савочкин: Го в популярном кино


Случайно наткнувшись на партию в го в "Интернешыныле" некоторое время назад, я задумался о том, насколько качественно изображают в популярном кино такие простые вещи, как эта. Большинство людей на наших широтах имеет об игре в го очень смутное представление, и попадание партии в го в кадр имеет куда больше общего с выпендрёжем, чем какой-то серьёзной авторской мыслью – но по этой же причине авторам хорошо бы найти консультанта, как минимум знакомого с правилами. Это мелочь, конечно, но именно из таких мелочей и складывается общее качество фильма.

Я не стал брать в рассчёт китайские, японские или корейские картины. Во-первых, я уверен, что там качество изображаемых партий на высоте, более того – мой уровень для их анализа может оказаться недостаточным. А во-вторых, пришлось бы дофига писать (скажем, в 75-серийном "Hikaru no Go" по одной полноценной партии в каждой серии), а я и этот-то небольшой текстик еле вымучил.

Найти и скачать мне удалось 5 западных картин, в которых персонажи играют в Го – 4 американских и 1 французскую. Поиск по тэгам на imdb мне тут подсказывает, что есть ещё по крайней мере одна американская картина 57-го года, 2 французские, и "Интимный дневник" Гринуэя. Три первых я не нашёл, а Гринуэй про Японию, которую я, как я уже говорил, игнорирую. Так что ограничимся пятью картинами. Далее они идут в хронологическом порядке.

Генеалогия преступления, Généalogies d'un crime
1997, Франция, Португалия, реж. Рауль Руис

Со скриншотами нам повезло. Фильм начинается с фронтального кадра пустой доски для го, на которой, под заунывный монолог про любовь и смерть появляются камни, постепенно, в 4 приёма, изображая всю партию. Далее в картине доска для го несколько раз попадает в кадр, и, насколько я понял, на ней разыгрывается та самая партия, которую нам показали вначале.

Скриншоты настолько качественные, что даже делать их дубляж в сгф-редакторе не хочется. Я продублировал только последний кадр, чтоб мы увидели исход всей партии.













Приблизительно равное число белых и чёрных камней.
Более или менее логичные розыгрыши углов и сторон.

Но авторы всё-таки скверно знакомы с правилами – по этой причине, например, мёртвые камни снимаются с доски не сразу, а некоторые мёртвые камни сначала исчезают, а потом возвращаются назад, хотя в этом месте нет ко, и игрок просто технически не мог туда поставитьк камень (обратите внимание на поле J7, где камня нет на предпоследнем скриншоте, но есть на последнем). По этой же причине невозможно оценить результат партии: ряд белых и чёрных групп (весь центр и нижний правый угол) не имеют двух глаз, и определить, какие из них живы, а какие мертвы, можно только зная последовательность ходов, что, при наличии на доске мёртвых камней, сделать невозможно.

Тройка с минусом.

Пи, Pi
1998, США, реж. Даррен Аронофски

Качество картинки, к сожалению, не самое лучшее – впрочем, даже если мне удастся раздобыть блю-рэй копию, я не уверен, что сумею разгрядеть позицию в нагромождении камней, показанных сбоку, на последнем скриншоте. Остальные скриншоты, впрочем, получше, мы можем увидеть по крайней мере, первую треть партии.













Розыгрыш отдалённо похож на реальный, хотя тут и есть пара противоречий.
Первое заключается в том, что у чёрных (кажется, ими играет Макс) позиция стратегически гораздо сильнее, в то же время они проигрывают не очень сложный семэай (борьбу) в правом нижнем углу, это особенно хорошо видно на предпоследнем скриншоте, где чёрная группа убивается одним ходом, потому что у неё нет даже одного глаза. Впрочем, судя по всему, противники друг друга стоят, и грают оба приблизительно в силу 10 кю. Как говорят англичане, believable, то есть похоже на правду.

Но вот второе противоречие уже более серьёзно: число чёрных и белых камней на поле существенно разнится (на 8 штук), что, разумеется, при отсутствии у чёрных полностью окружённых зон, в которых они могли бы убить недостающие камни белых, выдаёт брак.

Тройка с плюсом.

Игры Разума, A Beautiful Mind
2001, США, реж. Рон Ховард

Несколько отменного качества скриншотов, ни один из которых, правда, не охватывает всё поле, поэтому оценить разыгрыши углов и посчитать камни невозможно.













Сразу бросается в глаза, что начало показано у одной партии, а продолжение – у второй, совместить первый скриншот с последующими невозможно, как ни разворачивай доску. Учитывая, что противники сыграли явно не более одной игры (Нэш её драматически проиграл), это косяк режиссёра.

В принципе, похоже на партию двух не очень сильных игроков (одного среднего и одного слабого), хотя без розыгрыша углов оценить качество позиции сложно. На первом скриншоте белые выглядят получше, хотя у чёрных большая зона у правой стороны, так что всё зависит от углов. На втором скриншоте у белых уже явное преимущество. Чёрные обзавелись огромным безглазым куском говна посреди поля. Даже начинающий игрок видит, что если у белых есть камень в Q17 (A), то защитаться в N11 (B) бессмысленно, белые тут же снимают всё ходом в G9 (C). Замечу, что Нэш после проигрыша распереживался и обозвал игру нехорошими словами. Ну что ж, не он первый, не он последний. Учи матчасть, дорогой, и в следующий раз обзывай нехорошими словами себя самого.

Можно было бы поставить четыре, если бы не загадочная смена позиций в середине.

После заката, After the Sunset
2004, США, реж. Бретт Ратнер

Ну, это феерия.









Не уверен, что точно воспроизвёл позицию, но точность тут и не нужна, идея и без того понятна. Люди, которые это делали, даже не слышали о том, что у го есть правила.

Для тех, кто не в курсе: нарисованная авторами позиция – это как в шахматах поставить все фигуры на 4 соседних ряда, ряд белые, ряд чёрные, ряд белые, ряд чёрные – и потом пытаться доказать, что это позиция из реальной партии.

Кол.

Интернешнл, The International
2009, США, Великобритания, Германия, реж. Том Тыквер

Самое начало партии – ещё не закончено фусеки.









Не смотря на то, что мне не знакомы дзёсеки, разыгранные в углах, позиция выглядит очень здраво, я не вижу ни одного камня, который занимал нелогичное место. Делал человек, который не только знаком с правилами, но, очевидно, неплохо играет сам.

У чёрных на три камня больше, но, учитывая, что, вероятно, их ход был сделан последним, можно допустить, что я неправильно разглядел скриншоты, приняв где-то белый камень за чёрный.

Не вижу причин не поставить пять.

На сегодня всё, мои маленькие девиантные друзья (с). С вами был дыдька Димка, 4 кю.

(18.12.2011)




Главная   |   О проекте   |   Блог   |   Форум   |   Авторы   |   Карта сайта   |   Критерии   |   RSS   

© Экранка.ру. 2006. По всем интересующим вопросам обращаться:
Мы не берём новых авторов, не занимаемся баннерообменом, не размещаем нетематическую рекламу.
При любом использовании материалов, ссылка на ekranka.ru обязательна.
Цитирование в Интернете возможно только при наличии ссылки. Все права защищены.
Дизайн и вёрстка: Володя. Программирование: Алёша. Идеология сайта: Володя, Алёша и крошка Жанин.
Некоторые тексты, размещенные на этом сайте, содержат ненормативную лексику.
Коммерческая реклама: