27 марта 1963 года стены одного из роддомов города Ноксвилль сотряслись от воплей новорожденного младенца, которому с рождения, казалось, было уготовано связать свою жизнь с кино, — 16-летняя мать мальчика, ирландо-черокская полукровка Конни МакХью, нарекла сына Квинтом, по имени главного героя вестерна "Пороховой дым" (1955). Потом Квинт Тарантино подрос и понял, что имя ему категорически не нравится. Когда в связи с выдачей паспорта ему предоставилась возможность поменять имя, он воспользовался своим шансом, взяв то имя, под которым пятнадцать лет спустя его узнает весь мир, — Квентин Тарантино.
Однако, на кинематографической судьбе Квентина такая перемена слагаемых нисколько не отразилась. Бросив школу в 16 лет, Квентин недолго прошатался без дела: на долгие года он осел в видеоархиве калифорнийского городка Хермоза Бич. Пересмотрев тысячи фильмов, он определился с приоритетами. Так, лучшим режиссером всех времен и народов Квентин считает Говарда Хоукса, а в числе своих любимых фильмов называет вестерн "Рио Браво" (1959), "Прокол" (1981), "Таксист" (1976), "Звездный трек 2: Месть Хана" (1982). Как можно убедиться, на его собственный кинематографический стиль действительно сильно повлияло творчество Мартина Скорсезе, Говарда Хоукса, Серджио Леоне и Брайана Де Пальмы. Там же, в видеоархиве, Тарантино пробует силы в художественной литературе. Однако, романист из него не получился: нарративный стиль повествования показался ему слишком скучным. Поэтому в "Бешеных псах" (первом своем фильме) Тарантино использует ретроспекцию, в "Криминальном чтиве" — нелинейный метод, в "Убить Билла" — сюжетную фрагментарность.
Самой короткой дорогой в Большое Кино Квентин счел написание сценариев. Первым известным биографам Тарантино сценарием считается "Капитан Пичфазз и бандит Энчови". Датирован он 1985 годом, и очень сомнительно, что кто-то из ныне живущих людей его читал. А в 1987 Тарантино вместе с коллегами и друзьями по архиву снял любительскую комедию с бюджетом в 5 000 долларов "Свадьба моего лучшего друга" (впоследствии сюжет фильма ляжет в основу триллера Тони Скотта "Настоящая любовь" (1993). В картине принимал участие опытный актер Аллен Гарфилд. Прямо на "съемочной площадке" он учил Квентина азам актерской игры. Никто нынче не может осилить этот фильм до конца! Но дело не в том, что он так уж плох, — просто финал фильма был утерян во время пожара в монтажерской лаборатории.
В 1992 году пробил час Тарантино. Он снял настоящий "большой" фильм с настоящими и очень популярными актерами вроде Харви Кейтела. Собственно говоря, именно имя Кейтела заманило в проект Майкла Мэдсена (он станет одним из лучших друзей Тарантино, и Квентин будет крестить его детей), Тима Рота, Стива Бушеми и других. Фильм, построенный на насилии и крутых бесконечных диалогах в стиле драматурга гангстерского кино Дэвида Мамета, взорвал фестиваль независимого кино в Санденсе. Как говорится, в одночасье Квентин проснулся знаменитым. По его сценарию Тони Скотт снял брутальную мелодраму "Настоящая любовь" (1993), а Оливер Стоун — "Прирожденных убийц" (1994). Однако, Квентину фильм Стоуна не понравился, и он потребовал убрать свое имя из титров (правда, не совсем — "автором идеи" он все-таки остался). Причина сего жеста неудивительна: Стоун снял социальное кино, сатирический памфлет, и ультра-насилие в его фильме выглядит совершенно иначе, нежели в фильмах Тарантино. Инфантильный Квентин играет в кино, и играет в насилие. Кровь в его картинах выглядит не ужасно, а забавно. В 1994 году он снял "Криминальное чтиво", фильм, который любой критик назовет Последним Великим Фильмом в истории кино. После насквозь постмодернисткого, насыщенного аллюзиями и цитатами "Криминального чтива", равно интересного как эрудитам от кино, так и рядовым зрителям, которые тащатся от стрельбы, невероятной крутизны, Умы Турман и рокенролла, кинематограф изменился навсегда.
В сущности, на этом можно было бы и заканчивать статью, ибо Квентин мог умереть на следующий день после окончания работы над "чтивом" — менее великим режиссёром он уже не мог стать. Но он не умер, к вящей радости всех поклонников кино. Получив все мыслимые награды за свой шедевр (включая гран-при Кансского кинофестиваля), Тарантино с головой окунулся в работу.
В последующие несколько лет Квентин буквально завалит кинотеатры продукцией под брендом "Тарантино", хотя далеко не всегда будет иметь к фильму какое-то внятное отношение. Помимо упоминавшихся "Настоящей любви" и "Прирождённых убийц", Квентин приложит руку также к картинам "Убить Зои" (исполнительный продюсер), "Запёкшаяся кровь" (исполнительный продюсер), "Бремя белого человека" (специальное спасибо — ?) и "4 комнаты" (автор сценария, режиссёр и исполнитель одной из ролей одной из четырёх новелл). Последний фильм интересен тем, что здесь Тарантино уже работал с Робертом Родригесом, поставившим другую новеллу.
Вообще, история дружбы Квентина Тарантино и Роберта Родригеса достойна того, чтоб быть запечатлённой в огромном толстом фолианте. Почти случайно познакомившиеся почти на съёмках почти фильма, они показали друг другу сценарии, над которыми в то время работали. Квентину очень понравился сценарий "Desperado", в котором он затем исполнил небольшую, но очень запоминающуюся роль. В свою очередь, Родригесу так понравился сценарий Тарантино, что он был готов выбросить собственный на помойку. "Это шедевр", — сказал он Квентину, — "по сравнению с этим мой сценарий — просто макулатура". "Ну что ж", — ответил ему Тарантино, — "раз он тебе так понравился, тогда ты и становись режиссёром".
Так появился на свет фильм "От заката до рассвета", серьёзно изменивший кинопарадигму ужастиков, и ставший этапной работой для целого ряда мастеров. Помимо Квентина Тарантино, фильм сыграл важную роль в карьере Джульет Льюис, и сделал суперзвездой Джорджа Клуни, который до сегодняшнего дня остаётся большим другом Тарантино и Родригеса. Последний, кстати, именно этому фильму во многом обязан своей последующей голливудской карьерой — и регулярно с тех пор принимает участие в совместных с Тарантино проектах (последняя их совместная работа — выходящая сейчас на экраны страны "Молотилка").
Но быть сценаристом, исполнительным продюсером или человеком, которому выражают признательность — это хорошо, только это всё не режиссура. И в 1997 году Квентин вернулся в режиссёрское кресло, чтобы экранизировать очередной роман мастера "криминальной комедии" Элмора Леонарда, по книгам которого поставлено едва ли не больше фильмов, чем по работам Стивена Кинга. "Джекки Браун", неплохой нестандартный криминальный роман о стюардессе, попавшей в сложную ситуацию на стыке интересов мафии, полиции и своих друзей, и с честью из неё вышедшей, так понравился Квентину, что он положил её в основу своего третьего полнометражного фильма.
Фильм стал очень знаменит (в основном — за счёт популярности имени Тарантино, ставшего просто магической торговой маркой, привлекающей зрителей, как мух на мёд), и собрал довольно приличную кассу. Но при этом ни критики, ни зрители не могли сдержать своего разочарования. Конечно, фильм был неплох. Бодренькое действие, интересные актёрские работы, нестандартные сюжетные повороты и даже ноу-хау в подаче одной из сцен (когда она проигрывается несколько раз, но глазами разных персонажей). Однако при этом фильм оказался совершенно лишён "огонька", которого ждали от Квентина его поклонники. Никто открыто не плевался, но Тарантино почувствовал, что отношение к нему начинает охладевать... И сделал перерыв.
Естественно, последующие несколько лет Квентин не сидел без дела. Он тут и там принимал участие в разных небольших проектах, в основном из оперы "эх, прокачу!", промотируя картины малоизвестных молодых авторов, и привозя в США не-англоязычные шедевры. Но так или иначе, в биографию Тарантино эти годы войдут, как время отдыха.
В то же время, Квентин постепенно начал готовить свой следующий фильм. Об основательности подготовки может сказать хотя бы тот факт, что Тарантино хотел видеть в главной роли только Уму Турман, и когда она сказала ему, что собирается рожать ребёнка, и долго не сможет играть боевые сцены, он ответил "Рожай. Я подожду". В итоге после долгого морального созревания и почти года съёмок студия "Мирамакс" в 2003 году получила полностью готовый "четвёртый фильм Квентина Тарантино", который уже ждали миллионы фанатов по всему миру. Фильм был настоящим экскурсом в историю кино, содержащим в себе все мыслимые штампы категории "Б", элементы кантонских картин шестидесятых-семидесятых, комиксов, манга, и Бог знает чего ещё. Была только одна проблема: метраж. Даже урезав картину до невозможности, Тарантино получил почти 250 минут, которые дальше ну никак не ужимались. И тогда было принято провокативное, но оправдавшее себя решение: выпустить фильм в прокат по частям.
Так мир увидел фильмы "Убить Билла. Часть первая", и "Убить Билла. Часть вторая", вернувшие Тарантино славу "снимающего классика".
Вот уже более десяти лет многочисленные эпигоны Тарантино пытаются копировать его стиль, и переписывать его диалоги, а Квентин… Квентин просто снимает кино в своем разношерстно-мозаичном, но неизменно бодром стиле, молится на музу Уму Турман и с энтузиазмом рубится в "Half-Life".