Дата и место рождения: 18 февраля 1954 года, Энглвуд, штат Нью-Джерси, США.
Награды: 2004 — За карьерные достижения (Голливудский кинофестиваль) 1999 — World Artist Award (Blockbuster Entertainment Awards); Desert Palm Achievement Award (МКФ в Палм-Спрингс) 1998 — Звезда года ("Золотое яблоко"); За карьерные достижения (Чикагский МКФ); Премия "Британия" (BAFTA/LA Britannia Awards); Лучшая пара (с Николасом Кейджем) — "Без Лица" (MTV Movie Awards) 1997 — Премия Американской Синематеки; Лучший актер — "Феномен" (Blockbuster Entertainment Awards) 1996 — Лучший актер — "Достать коротышку" ("Золотой Глобус"; Southeastern Film Critics Association Awards; American Comedy Awards, USA); Звезда года (ShoWest Convention, USA) 1995 — Лучший зарубежный актер — "Криминальное чтиво" (London Critics Circle Film Awards; David di Donatello Awards); Лучший танец (с Умой Турман) — "Криминальное чтиво" (MTV Movie Awards) 1994 — Лучший актер — "Криминальное чтиво" (Стокгольмский кинофестиваль; Los Angeles Film Critics Association Awards) 1981 — Человек года (Hasty Pudding Theatricals, USA) 1979 — Премия "Генриетта" всемирно любимому актеру ("Золотой Глобус") 1978 — Звезда года ("Золотое яблоко") 1977 — Лучший актер — "Лихорадка субботним вечером" (National Board of Review, USA)
Звезда на Аллее Славы
"Оскар": 2 номинации
Золотая малина: 3 шт. 2001 — Худший актер. Худший фильм. Худшая пара — "Поле битвы — Земля" Еще 5 номинаций, включая "Худший актер десятилетия" (1990).
Интересные факты биографии:
Как сообщает почивший в бозе журнал "Премьер", сын Джетт был зачат Джоном Траволтой и Келли Престон во время ночного отдыха в доме Брюса Уиллиса и Деми Мур.
Мог сыграть в фильме "Всплеск", но просрал момент. В фильме сыграл Том Хэнкс и стал звездой.
Плотно занимался йогой и боксом перед съемками в боевике "Пароль: Рыба-Меч".
Был назначен на роль Джима Моррисона в байопике про группу "Дорз" (1980-й год). Из-за проблем с правами на музыку проект был закрыт. Также Траволта имел шанс сняться в фильме "Дорз" Оливера Стоуна (1991-й год), но не воспользовался им.
Любимый фильм детства — "Денди Янки Дудл" (1942). В настоящий момент любимый фильм — "Мужчина и женщина" (1966, Франция).
После съемок в триллере Брайана Де Пальмы "Прокол" (1981) начал страдать бессонницей. Ради успокоения нервов выучился играть на скрипке.
Опубликовал две книги: "Джон Траволта в полном порядке!" (1984) и брошюру по управлению еропланами (т.к. является поклонником авиаспорта).
Первую песню записал в 1976 году (композиция называлась "Let Her In". Песня стала хитом).
Любимая кинозвезда — Опра Уинфри.
Лучшая подруга — Кирсти Элли.
Проебал роли в "Аполло 13" и "Форрест Гампе".
Любимый актер — Джеймс Кэгни.
Настойчиво отклонял предложения сняться в мюзикле "Чикаго" (в итоге роль как обычно досталась Ричарду Гиру, и тот получил за нее "Золотой глобус").
Этого рослого актера с обаятельной улыбкой, будто выдолбленной на большом, мосластом лице, нынче знает каждый уважающий себя любитель голливудского кино. Однако, не каждый уважающий себя любитель голливудского кино осведомлен о захватывающих дух взлетах и падениях Траволты — с самых вершин славы до мрачных и тоскливых бездн забвения…
Не волнуйтесь, щас мы всё расскажем!
А начнем, как водится, издалека… Вполне могло статься, что о Траволте не знал бы вообще никто, кроме обитателей городка Энглвуд, где Джон родился. Его отец держал лавку, в которой торговал б/у товарами вроде старых автомобильных покрышек. Что помешало Джону стать преемником Сальваторе Траволты, итальянца, прочно осевшего на американской земле? Помешала мать, Хелен Траволта, отрядившая своего младшего сына из Нью-Джерси в Нью-Йорк, в одну из тамошних многочисленных школ драматического искусства. Преподаватели обнаружили в парне незаурядные вокальные данные и пластичность, и Джон, не колеблясь, сразу наметил себе конкретную цель: заделаться артистом мюзикла. Покуда шло обучение, будущий артист подрабатывал где мог, в основном, продавал пластинки. Пока еще — не свои.
Окончив школу, Траволта некоторое время потусовался в Нью-Йорке, а потом перебрался в Голливуд. Там его ждала участь большинства начинающих артистов, — то есть, пара-тройка жалких эпизодических ролей в бесконечных телепостановках. Сдаваться было некуда, и Джон ждал момента. Момент настал, когда Джон удостоился чести петь в мюзикле "Бриолин", который пользовался неизменным успехом вот уже на протяжении двадцати лет. Неисповедимые пути коммерческих маршрутов труппы вернули Траволту в Нью-Йорк, и вот тут его действительно, по-настоящему, заметили! Джон, разумеется, ни секунды не колебался, когда ему выдали бродвейский золотой билет — не зрителя, но участника представления. А ведь парню тогда было всего 18 лет!
Погарцевав год на престижнейших театральных сценах, Траволта решил вернуться в Голливуд и снова попытать свое актерское счастье. На сей раз он имел в загашнике довольно приличное для начинающего актера резюме, но даже оно не впечатлило суровый Голливуд. Кинематографическая фортуна отвернулась в сторону, с брезгливостью швырнув Траволте жалкую подачку — несколько второстепенных ролей в телесериалах на медицинскую тематику.
В принципе, любой другой человек, окажись на месте Траволты, разочаровался бы. Может быть, погряз в телеэфире. Может быть, повесился или убил себя об стену. Но Траволта был не из таких. Получив крупную роль в сериале "Добро пожаловать домой, Коттер!", он продолжал ходить на прослушиванья для Большого Кино. И его терпение оказалось вознаграждено. Так сложились звезды, что молодой режиссер Джон Бэдхэм (известный даже советскому зрителю по фантастической комедии "Короткое замыкание"), пригласил именно Траволту на главную роль в молодежном мюзикле "Лихорадка субботнего вечера". И так сложились звезды, что музыку к фильму писала группа "Би Джиз", стоявшая у истоков нового, зажигательного жанра "диско". Фильм моментально стал суперхитом, а Траволта, соответственно, суперзвездой. Но перед тем, как мы подымемся вслед за Джоном по ступенькам славы наверх, вспомним, что во время съемок "Лихорадки" актер был влюблен в юную Дайану Хайланд, которую… сжирал рак. Девушка умерла у Траволты на руках. И очень хорошо чувствуется минор в экранном образе, созданном Траволтой, при всей безупречности его телодвижений под бодрые ритмы "Би Джиз". Публика хорошо это чувствует и моментально признает актера. Траволта становится блестящим танцором печального образа. В следующем, 1978 году, на экраны выходит фильм "Бриолин", экранизация мюзикла, плоть от плоти и кровь от крови Траволты. На экране появляется вполне прекрасный дуэт: Траволта и Оливия Ньютон-Джон.
Фильм становится кассовым рекордсменом года, но эту же дату, 1978 год, можно считать датой роковой. Следуя своему принципу, Траволта выбирал роли исключительно в мюзиклах и мелодрамах, таких как "Городской ковбой" (реминесценция "Лихорадки"), "Миг за мигом", "Остаться в живых" (сиквел "Лихорадки"). Он упускает драматические, характерные роли в фильмах "Райские дни" (поставленном одним из лучших американских режиссеров Терренсом Маликом), "Американский жиголо" и "Офицер и джентльмен" (все эти роли достаются Ричарду Гиру и делают его звездой). И в конечном итоге, Траволта зрителю попросту надоедает: что за кайф смотреть на предсказуемого актера, играющего одну и ту же роль?
Десять лет Траволта маялся без дела. Десять лет — срок для актера практически роковой. В это время в жизни Джона происходили важные события, достаточно далекие от кинематографа. Например, он женится на актрисе Келли Престон, с которой играл в дешевой семейной комедии о младенцах "Посмотри, кто говорит" (в 1992 году у семейной четы Траволта-Престон рождается сын Джетт). А кроме того, в конце восьмидесятых нелегкая затащила Джона под приветливую сень сайентологической церкви, мастеровито отстроенной в 50-х годах писателем-фантастом Роном Хаббардом… В общем, так и погряз бы Траволта в делах семейных и религиозных, если бы не энергичный кинофанат Квентин Тарантино, вытащивший звезду кинотанцпола на новый кинотанцпол. Сильно погрузневший Траволта, не потерявший своего обаятельного уныния, сумел очаровать как героиню Умы Турман, так и миллионы кинозрителей. На роль гангстера, выведшего на прогулку жену босса, Траволта согласился будто б хохмы ради (ему заплатили за роль всего 140 тысяч долларов), но вместо хохмы он приладил к своей большой физиономии кислородную подушку и получил второе дыхание.
Гангстер Винсент, сумрачно отцанцовывающий под Чака Берри, оказался к месту как в боевиках, так и в фантастике, так и в комедиях. Короче говоря, Траволту снова заметили, и на этот раз Траволта прекратил тупить. Начал зарабатывать деньги. Всё стало не так как раньше. В год — минимум два фильма. И гонорар один другого больше. После "Криминального чтива" — гангстерская комедия Барри Сонненфелда "Достать коротышку". Гонорар, этот коротышка, равнялся 3,5 миллионов долларов. Потом — военный боевик "Сломанная стрела" Джона Ву — 7,6 миллионов долларов. Дальше — больше. 10 миллионов, 20 миллионов! Еще больше пока никто не платит, но скромному адепту сайентологии пока хватает, чтобы вносить достойные вклады в развитие душеспасительной науки.
По большому счету, сейчас Траволта обрел гармонию. Сейчас он даже может сниматься в нелепых мелодрамах вроде "Феномена" или "Одиноких сердцец" — финансовый баланс позволяет. А вот не сниматься в таких фильмах Траволта уже не может, как не мог и раньше. Посмотрите на него в этих фильмах, в этой мелодраматической чепухе, — тут настоящий Траволта: отстраненный, грустный, мечтательный, добрый. Вот вышли в этом году на экраны "Реальные кабаны", потоптались. Роль Траволты в этом фильме — квинтэссенция всех его ролей: возрастной сентиментальный позитивист, готовый задать всем жару… но только если, конечно, к стенке припрут. А кто припирает Траволту к стенке? Сам Траволта. Он хочет работать и продолжает работать. И кажется, что "второе дыхание" Джона не иссякнет уже никогда… (21.10.2007)