Кто бы мог подумать, что очередная тв-экранизация произведения Стивена Кинга может преподнести сюрприз. "Автострада" состоит из двух частей, объединенных одним рассказчиком, поэтому напоминает "Байки из склепа" или что-нибудь подобное. Первая часть — история о пластическом хирурге, руки которого взбунтовались и устроили мятеж, нападая на хозяина. Принадлежит этот экзерсис Клайву Баркеру, но т.к. фильм снимал не он, а Мик Гаррис, то получилось без роскоши, декадентства и барокко, а очень и очень весело. Кстати, Мик Гаррис, похоже, специализируется на экранизациях Кинга — в его досье можно обнаружить "Верхом на пуле", "Безнадегу", "Лунатиков", "Противостояние" и еще несколько сериалов, и к моменту "Автострады" он просто обязан был поднатореть в таком специфическом жанре. Вторая часть — экранизация "Кусачих зубов" Стивена Кинга. В итоге имеем маленький альманах в духе "черный-черный гроб едет за тобой". Страха ни в одной из новелл нет и в помине, но они очень интересны.
"Восстание" (Body Politic) Баркера. Весьма зажигательная штука, основанная на рассказе, в котором против людей восстают разные части тела. Начинается все с того момента, как пластический хирург вдруг роняет скальпель на операции. Дальше хуже — когда он едет домой, руки вдруг начинают крутить руль не туда, куда надо, из-за чего доктор едва не погибает. Дома они шлепают жену и ласкают ее получше привыкшего к супруге врача, а ночью, когда он спит, переговариваются между собой языком жестов. Как выясняется позже, их цель — "сбросить тиранию тела", "свобода", причем хотят этого руки всех жителей, но бедняга-доктор носит в себе руку-мессию. Вскоре руки перестают маскироваться и начинают действовать самостоятельно, вынуждая доктора влачиться по полу за резвыми конечностями.
Главному герою нужно вручить медаль за все эти ужимки, кривлянья и управление собственными руками. Баркеру нужно вручить медаль за то, что он придумал такую трэшеподобную, но чертовски веселую штуку не без возможности призадуматься. А режиссеру нужно вручить медаль за то, как он это снял. Отрезанные руки носятся туда-сюда, пищат "Даешь революцию!" и "Долой тиранию тела!". Я чуть не умерла в кресле от смеха. Можно с легкостью подвести под новеллу политический базис — вполне возможно, что Баркер намекал на невозможность восстания ремесленников (руки) против головы (правительства) и посмеивался над хаосом, получающимся при этом, но скорее всего ему просто захотелось обыграть зависимость человека от каждой из своих частей или повеселиться. Я уверена, что "Автострада" получила несколько номинаций на не самые последние премии только за счет "Восстания".
Ну и напоследок вам картинка, чтобы вы действительно испугались. Постер к "Quicksilver Highway" из Ганы. В 80-х кинематограф пришел в Гану, где кровавые боевики показывались в дешевых кинотеатрах под открытым небом. Ясно, что их нужно было как-то рекламировать, и это делали с помощью постеров местные художники. Вот постер к описанному мной фильму — http://www.posterpage.ch/exhib/ex136gha/p071791s.jpg. Тут есть еще — http://www.posterpage.ch/exhib/ex136gha/ex136gha.htm
"Кусачие зубы" Стивена Кинга. Стивен Кинг бывает очень хорош в прозе, но страшно скучен на экране. Доподлинно известно, что он предпочитает такие экранизации своих работ, которые сняты близко к тексту, а шаг вправо, шаг влево карается расстрелом. За счет этого режиссер практически не способен использовать собственную фантазию (впрочем, для телепостановок она используется нечасто). "Кусачие зубы" могли бы получиться очень дурацкой историей, если бы не их неожиданность. Сюжет таков: в разыгравшейся песчаной буре мужчина едет на день рожденья сына, хотя выбираться на улицу не рекомендуется — штормовая ситуация. Когда он заходит на автозаправку, то видит там здоровенные зубы на ножках. Их можно завести ключом, а потом челюсти начинают клацать. Мужик решает, что это замечательный подарок, забирает здоровенные челюсти с собой, а заодно берет подозрительного попутчика. От этого-то попутчика его и выручают кусачие зубы.
Обе истории связаны неким субъектом Аароном Квиксильвером, выглядящим как престарелый садомазохист, разъезжающий в фургоне, напичканном заспиртованными уродцами и черепами, по дорогам Америки. Именно он рассказывает встретившемуся воришке и не очень умной молодой невесте, которую муж оставил в сломавшейся машине, все эти байки. Очень веселое кино, стоящее особняком в бесконечном скучном потоке кингоэкранизаций (что показательно, за счет новеллы Клайва Баркера).