Награды: 1999 — Лучший фильм ужасов и Лучший актер второго плана — Йен МакКеллен (Академия научной фантастики, фэнтези и фильмов ужасов, США); Лучший актер — Йен МакКеллен (Broadcast Film Critics Association Awards); Лучший актер — Йен МакКеллен (Florida Film Critics Circle Awards) 1998 — Лучший актер — Брэд Ренфро (Токийский международный кинофестиваль).
Интересные факты о фильме:
Первая попытка экранизации этой повести предпринималась в 1987 году (режиссер Алан Бриджес). Съемки велись шесть недель, но бюджет был превышен и проект заморожен, несмотря на то, что было готово 3/4 фильма и до завершения съемок оставалось 10 дней. Стивен Кинг смотрел рабочие материалы и, по его словам, "здорово вышло".
Когда Кинг узнал, что снимать "Способного ученика" будет Брайан Сингер, он продал права на экранизацию за 1 доллар.
Стивен Кинг появляется в фильме в качестве статиста в эпизоде выпускной церемонии.
В фильме используются реальные имена преподавателей из альма-матер режиссера Брайана Сингера.
Эту повесть Кинга — совершенно не мистическую и не фантастическую, чем и ценна — я читал еще при совке в каком-то "толстом" журнале, и все что мне запомнилось — концовка, в которой главгер, засев в кустах над дорогой, начинает стрелять из ружья по случайным машинам. В фильме этого нет. И очень хорошо, что Сингер оставил концовку открытой — после всего, что мы увидим в фильме ясно, что умный, интеллигентный, балдеющий от насилия мальчег, научившийся ловко изворачиваться, правдиво лгать и властно манипулировать людьми, станет не каким-то там "вашингтонским снайпером", а каким-нибудь дучемаофюрером, как минимум. Отчего американцам, не имевшим в своей истории тиранов, должно стать страшно аж жуть.
Пацанчега этого, способного ученика, играет некто Ренфро и здорово, надо сказать, играет — когда на главгера "накатывает" и у него стекленеют глаза, становится очень не по себе. После просмотра этого фильма, будь я американцем, долго шарахался бы от подростков на улице, да только нас этим не проймешь, у нас почти все такие, за исключением тех ухоженных инкубаторских мальчегов, которые смешно и нелепо пытались изобразить подонков в фильме "Сволочи".
В общем, пацан, балдеющий от зверств, творившихся во времена третьего рейха, дрочивший на фотографии эсэсовцев и мечтавший хоть краем глаза взглянуть на хитроумные процессы истребления "коммунистов, гомосексуалистов, цыган, белорусов, украинцев и евреев", опознает в мирном дедушке, живущем по соседству, известного нацистского преступника, за наводку на которого "Моссад" готов отдать Сектор Газа и пол-Голливуда впридачу. Однако, ясен болт, пацан вовсе не собирается сдавать старичка, а путем шантажа — будешь ерепениться, старпер, выдам, — хочет выведать у фашистского палача про изощренные пытки и умервщления, да поподробнее, до мельчайших деталей. Даже старый изверг пугается такого мальчика, но делать нечего — приходится рассказывать, да еще и терпеть унижения, когда мальчику вдруг взбредет вырядить дедушку в опереточную эсэсовскую форму и заставить маршировать. В конце концов, они даже вытаскивают друг друга из передряг, но не по дружбе, а вынужденно — спасая таким образом каждый свою шкуру.
МакКеллен, играющий престарелого фашика, — это победа! И ведь я наверняка дофига фильмов с ним видел, но как-то не обращал внимания, а оказывается на свете есть такой матерый актерище! Его потом Сингер затащил и в следующий свой фильм — ту хуйню про людей-икс. Не помню даже, кого он там играет, хотя понимаю зачем. Как и то, зачем Сингер, до "Способного ученика" снявший фильм, занимающий в списке лучших детективов всех времен и народов (по версии IMDB) второе место ("Обычные подозреваемые" aka "Подозрительные лица"), стал снимать всякую хуйню про людей-икс и суперменов.
В общем, из тех экранизаций Кинга, что я видел, этот фильм покамест занимает второе место, между кубриковским "Сиянием" и райнеровским "Мизери". Ну, а если вы не доверяете всяким списочгам, в которых фильмы невесть кем разложены по полочгам, то хули вы тут это читаете? Бегом смотреть фильм!