В главных ролях: Гуннар Тольнес, Альф Блютехер, Лилли Якобсон. В ролях: Филип Бех, Фредерик Якобсен, Свенд Корнбех, Николай Нейендам, Альфред Озмунд, Занни Петерсен и др.
Обозревая пошлый датский фильм "Конец света", неосторожно написал, что черное — это черное, и напоролся на бессмысленный и довольно унылый спор с неким синефилом, который утверждал, что оно белое. В качестве не такого белого, а немного сероватого фильма, синефил привел другой пример датского кина с интригующим названием "Небесный корабль".
А по-моему, наоборот, "Небесный корабль" несравненно лучше "Конца света". Да, он пафосен, да, глуп, да, прямолинеен, но зато уж никак не пошл. Вместо этого он искренен, почти не уныл и содержит благую идею, даже благую весть.
Накал пафоса этого фильма легче всего проиллюстрировать сценой, где главный герой, который собирается лететь на Марс, стоит перед портретом Колумба и говорит: "Колумб, над тобой смеялись, когда ты говорил о плавании вокруг света!" На это не жалеют целого интертитра.
Глупость фильма заключена главным образом во всяких физических явлениях при полете. Ну, в общем, это путешествие энтузиастов на Марс, понятно даже, откуда Алексей Толстой спер идею "Аэлиты" (то есть спер буквально: мне кажется, прототипическим произведением был именно этот фильм, очень много похожего) — но снятая таким профанами, рядом с которыми даже Жюль Верн покажется гением правдоподобности. Первым и единственным приведенным здесь примером будет, что летят они туда на винтовом самолете. Ну не о чем говорить, всерьез рассуждать о правдоподобности тут смешно. Наивность тут не недостаток, потому что дарит несколько минут здорового смеха. Это хронологически первый известный мне пример эффекта (в применении к кинематографу), описанного в соответствующей статье. Кроме того, наивность хорошо сочетается с искренностью и благонамеренностью фильма.
Искренность же и благонамеренность заключаются вот в чем. В отличие от "Аэлиты", отважные летчики попадают не в капиталистический ад, а в рай какой-то странной конфессии: марсиане почитают смерть, но не убивают живых существ и потому не едят мяса; они не пьют алкоголя, танцуют танец целомудрия и т.д. На марсианских одеяниях я заметил египетский крест. Марсиане такие марсиане, что земляне "без слов понимают все, что они говорят. Они обнаружили язык, который мы только нащупываем: общий язык, понятный всем душам". Пожив среди марсиан, космонавты радостно выбрасывают свои ружья, перерождается даже тайный пьяница и бунтовщик. Ну, и потом все весело возвращаются домой. Главный герой женится на марсианке.
Прямолинейность фильма выглядит издевкой: например, перевоспитались земляне потому, что увидели по какому-то ихнему телевизору что ли историю войн на Марсе и прочев интертитр, произнесенный проповедником: "Кровь вопиет даже в малейшем убийстве, и грех отверзает врата ада. Источник жизни чист и добр, и соткан из крови каждого". А на земле в это время разврат! Фильм предельно морализаторский, но морализаторство смягчается вышеупомянутой наивностью. Сейчас и правда так не снимают.
Несколько наблюдений, или находок, если хотите. Крутой мискастинг: китайца изображает актер-европеоид, который даже не пытается щуриться. Плохой профессор, который не верит в успех экспедиции, все время смеется над космонавтами так, что, кажется, вот-вот и лопнет; хватается за бока (чем и вызван пассаж с Колумбом). Говорит, что это заседание не научного общества, а дурдома. Взаимоотношения внутри космического корабля напоминают взаимоотношения внутри корабля морского (тайное пьянство, подстрекательство к бунту, требования развернуться и поплыть назад); не исключаю здесь тонкости вкуса сценариста. Некоторые мотивы присутствуют в "Аэлите", иные — в фильме "Ракете X-M". Впрочем, ляпов полно везде: например, Алексей Толстой считает, что 65+75=135, вот это наиболее удивительная ошибка, конечно. Путешествие космонавтов напоминает путешествие Эарендила. Их корабль называется "Эксельсиор" ("Выше и выше"), корабль Эарендила, если чё — "Вингилот", или "Цветок морей". Ну и, понятно, специально для унылых синефилов следует добавить, что фильм был понятной реакцией на длившуюся уже хер знает сколько лет первую мировую войну. Этим он и хорош, в смысле, не технически хорош, а благостен. Художник кагбэ говорит нам: "Кровь вопиет даже в малейшем убийстве, и грех отверзает врата ада. Источник жизни чист и добр, и соткан из крови каждого" — и ожидает, что все тут же радостно бросят оружие и побратаются.